Двигатель CFM International LEAP-1A в разрезе
CFM International LEAP (Leading Edge Aviation Propulsion) — турбореактивный двухконтурный двигатель с высокой степенью двухконтурности (турбовентиляторный).
Является продуктом компании CFM International — совместного предприятия американской GE Aviation и французской Safran Aircraft Engines (ранее Snecma), — и представляет собой глубокую модернизацию CFM International CFM56.
Официальный запуск: 13 июля 2008 года.
Первый полёт: 6 октября 2014 года.
Сборочные площадки:
-
- Дарем, штат Северная Каролина,
- Лафайетт, штат Индиана (специально построена для LEAP).
Рыночная ниша: магистральные узкофюзеляжные самолёты.
Основной конкурент: PW1000G американской компании Pratt & Whitney.
Двигатели
Разработка
Программа LEAP56 по созданию преемника CFM56-5B и CFM56-7B стартовала в 2005 году. Официальный запуск двигателя, первоначально названного LEAP-X, произведён 13 июля 2008 года. Первый тестовый полёт состоялся в Викторвилле, штат Калифорния, 6 октября 2014 года. Одним из четырёх двигателей испытательного Boeing 747 был LEAP версии 1C.
В общей сложности 28 двигателей будут использоваться за стендовых испытаний и сертификации самим производителем, ещё 32 будут переданы Airbus, Boeing и COMAC для сертификации и испытания самолётов.
21 июня 2017 года LEAP-1A для Airbus A320neo и LEAP-1B для Boeing 737 MAX одновременно сертифицированы 180-минутным ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards/Extended Twin OPerationS — Расширенные Правила Полётов для Двухмоторных Самолётов) от Европейского агентства авиационной безопасности (European Aviation Safety Agency, EASA) и Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA).
Конструкция
Базовая архитектура LEAP основана на уменьшенной версии турбины низкого давления Safran, используемой в двигателе GEnX. Вентилятор с изготовленными внеавтоклавным композитным способом гибкими лопастями, изменяющими кривизну при увеличении скорости вращения вентилятора.
LEAP предназначен для работы при более высоком давлении, чем CFM56 (что отчасти является причиной его эффективности), однако производитель планирует установить рабочее давление ниже максимального, чтобы увеличить срок службы агрегата. Надёжность поддерживается также использованием масляной системы охлаждения на базе эдуктора, аналогичной системе GEnX, с кулерами, установленными на внутренней облицовке воздуховода вентилятора. Эдукторное устройство производит эффект Вентури, поддерживающий масло в нижнем внутреннем отстойнике.
В конструкции двигателя применяются напечатанные на 3D-принтерах детали — и это один из первых случаев в истории гражданской авиации.
Использование облегчённой блиск-турбины в компрессоре, камеры сгорания второго поколения с двойным кольцевым предвключением (TAPS II), керамических матричных композитов (CMC) для кожухов турбины и степени двухконтурности порядка 10… 11 обусловливает пониженное на 16% к предшественнику потребление топлива.
Версии
- LEAP-1A предназначен для самолётов Airbus второго поколения семейства 320 — A320neo. Машины, оборудованные LEAP-1A, поставляются со 2 августа 2016 года — первая была получена турецкой авиакомпанией Pegasus Airlines (PC).
- LEAP-1B был одобрен Boeing 30 августа 2011 года для пятого поколения семейства 737 — моделей 737 MAX. Первым получателем Boeing 737 MAX 8 с силовой установкой LEAP-1B 16 мая 2017 года стала малайзийская авиакомпания Malindo Air (OD).
- LEAP-1C выбран Коммерческой авиастроительной корпорацией Китая (Commercial Aircraft Corporation of China, COMAC) одним из вариантов двигателей для самолёта COMAC C919. Первый полёт состоялся 5 мая 2017 года, поставки коммерческим пользователям пока не начались.
Airbus A321-251N(WL) с двигателями CFM International LEAP-1A
Boeing 737 MAX 8 с двигателями CFM International LEAP-1B
Comac C919 с двигателями CFM International LEAP-1C
LEAP-1A LEAP-1B LEAP-1C Длина, м 3,328 3,147 4,505 Сухая масса, кг 2990… 3153 2780 3929… 3935 Вентилятор 1 1 1 Диаметр вентилятора, м 1,98 1,76 1,98 Число лопаток 18 18 18 Компрессор: осевой осевой осевой — ступени высокого давления 10 10 10 — ступени низкого давления 3 3 3 Камера сгорания двойная кольцевая двойная кольцевая двойная кольцевая Турбина: осевая осевая осевая — ступени высокого давления 2 2 2 — ступени среднего давления — — — — ступени низкого давления 7 5 7 Максимальные обороты, об/мин: -высокого давления 19391 20171 19391 -низкого давления 3894 4586 3894 Максимальная тяга, кН: -во взлётном режиме 106,8… 143,05 130,41 129,98… 137,14 -в длительном режиме 104,58… 140,96 127,62 127,93… 133,22 Общий коэффициент компрессии 40:1 40:1 40:1 Степень двухконтурности 11:1 9:1 11:1 Тяговооружённость Расход воздуха, кг/с Ср. расход топлива, кг/час Применение Airbus A320neo Boeing 737 MAX COMAC C919
Максимальная тяга во взлётном режиме версий LEAP-1A:
- LEAP-1A23/-1A23: 106,80 кН,
- LEAP-1A26: 120,64 кН,
- LEAP-1A30/-1A32/-1A33/-1A35: 143,05 кН.
Максимальная тяга в длительном режиме версий LEAP-1A:
- LEAP-1A23: 104,58 кН,
- LEAP-1A24: 106,76 кН,
- LEAP-1A26: 118,68 кН,
- LEAP-1A30/-1A32/-1A33/-1A35: 140,96 кН.
Максимальная тяга во взлётном режиме версий LEAP-1C:
- LEAP-1C28: 129,98 кН,
- LEAP-1C30: 137,14 кН.
Максимальная тяга в длительном режиме версий LEAP-1C:
- LEAP-1C28: 127,93 кН,
- LEAP-1C30: 133,22 кН.
Для Boeing пока производится одна версия, LEAP-1B28.