Boeing 737 MAX не получит разрешения на полёты в воздушном пространстве Евросоюза до тех пор, пока Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) не завершит углублённый анализ изменений программного обеспечения, которые Boeing обещает выкатить в ближайшее время для устранения вероятности возникновения фатальных ситуаций.
EASA не будет полагаться на на оценки, сделанные Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), заявил глава европейского регулятора Патрик Ки (Patrick Ky) во время слушаний в Европарламенте, организованных 18 марта комитетом по транспорту и туризму.
Boeing 737 MAX, самый опасный самолёт десятилетия
Как MAX получил сертификат EASA
Двустороннее соглашение о безопасности полётов между двумя наиболее влиятельными в коммерческой авиации надзорными структурами подразумевает взаимное автоматическое признание сертификатов, без проверок информации, лётных или наземных испытаний. Оно как сокращает финансовые и временные расходы производителей, так и позволяет EASA участвовать в расследованиях под эгидой FAA и Национального бюро безопасности на транспорте США (NTSB).
Для Boeing 737 MAX, по словам Ки, EASA проводило анализ на предмет управления авиационными системами ошибочными параметрами данных и их влияния на положение самолёта в пространстве; в марте 2017 года на запросы были получены «удовлетворительные ответы»:
Мы не смотрели на систему управления полётом, потому что производитель заявил, что она была минимально затронута модификациями [на новой версии 737 MAX по отношению к 737 Next Generation].
Как Boeing исправлял последствия
Предварительные выводы EASA по расследованию крушения рейса JT610 индонезийской Lion Air в конце октября 2018 года выявили проблему управления полётом при отказе датчика угла атаки, связанную с поведением Системы улучшения маневровых характеристик (MCAS):
В рейсе непосредственно перед JT610 экипаж нашёл решение той же проблемы. Затем, на том же самолёте, другой экипаж этого не сделал.
7 февраля были представлены изменения в конструкции Boeing 737 MAX, за которыми 7 марта последовали редакции к инструкциям для пилотов. EASA получила заверение от производителя, что вся информация была доведена до пользователей. Авиакомпании, в свою очередь, ответили жалобами: имитировать на тренажёрах такую ситуацию, возникающую в реальных условиях, они считают слишком сложной задачей, поэтому смоделировать реакцию экипажа невозможно.
Впрочем, с учётом отсутствия событий, подобных катастрофе самолёта в Яванском море, эти меры были сочтены достаточными для исправления положения.
Решение о запрете на полёты модификации, принятое 12 марта, частично продиктовано резко негативной реакцией операторов самолёта.
Как запрещали Boeing 737 MAX и все пострадавшие авиакомпании
EASA и безопасность европейцев
EASA гарантирует, что обновление программного обеспечения будет сопровождаться требованиями к обучению — пилоты должны быть натренированы немедленно делать то, что именно от них требуется.
Агентство собирается получить больший доступ к самим программным заплаткам:
Мы хотим углубиться в дизайн, проверить взаимодействие ПО с физическими системами в кабине и интерфейсом управления; мы будем обращать внимание не только на внешние изменения, но и всю основу, включая архитектуру [MCAS].
EASA не позволит 737 MAX летать снова, пока не будут даны ответы на все вопросы. Что бы ни делала FAA.
До сих пор EASA не допустили даже в качестве наблюдателя к расследованию эфиопской катастрофы. На запрос, сделанный 11 марта, ответ так и не получен. Представители агентства были приглашены в Париж для участия в процессе извлечения данных французским Bureau d’Enquêtes et d’Analyses (BEA) pour la Sécurité de l’Aviation civile, которому правительство Эфиопии поручило извлечь и передать (при этом не анализировать) информацию, содержащуюся в двух бортовых регистраторах самолёта, разбившегося в рейсе ET302.
Росавиация и безопасность россиян
Для сравнения, пресс-релиз Росавиации на ту же тему:
Несомненно одно – как только станут известны более подробные обстоятельства и причины катастроф в Эфиопии и Индонезии, будут приняты серьезные корректирующие меры. Росавиация будет формировать рекомендации российским авиакомпаниям исходя из тех рекомендаций, которые будут выработаны разработчиком воздушного судна и теми органами, которые сертифицировали воздушное судно – авиационным ведомством США.
Запрет эксплуатации Boeing 737 MAX