Подробно об авторе: Алексей Кудинов, аспирант кафедры международного права МГИМО МИД России
Международная конференция по воздушному праву (11th McGill University/PEOPIL Conference on International Aviation Law: Liability, Insurance and Finance) ежегодно проводится Канадским институтом воздушного и космического права McGill (McGill Institute of Air & Space Law) и организацией PEOPIL (Pan European Organisation of Personal Injury Lawyers). В 2018 году конференция проходила в Дублине (Ирландия) и была посвящена вопросам ответственности различных субъектов, вовлеченных в гражданскую авиацию: авиаперевозчиков, аэропортов, производителей авиационной техники, организаций, занимающихся ТОиР воздушных судов, поставщиков услуг аэронавигации.
Возмещение морального вреда при международных воздушных перевозках
Традиционный подход к возмещению
В ходе дискуссии был рассмотрен вопрос о том, подлежит ли возмещению моральный вред, причиненный в результате авиационного происшествия или другого инцидента на борту самолета. Дело в том, что согласно ст. 29 Монреальской конвенции 1999 г. при подаче иска об ответственности не подлежат взысканию штрафы, штрафные санкции или любые другие выплаты, не относящиеся к компенсации фактического вреда. Формулировки, используемые как в Монреальской конвенции 1999 г., так и в Варшавской конвенции 1929 г., практически идентичны. И они исходят из того, что вред, подлежащий возмещению, наступает "в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром" (ст. 17).
Поэтому если применять буквальное толкование конвенций, моральный вред, причиненный на борту самолета, осуществляющего международную пассажирскую перевозку, не подлежит возмещению. Тем не менее современная практика применения этой нормы (в первую очередь американская) сложилась таким образом, что в пользу пострадавших пассажиров и родственников погибших моральный вред взыскивается, однако лишь в той части, если он напрямую связан с причиненным пассажиру физическим вредом здоровью. Прецедентным решением, сформулировавшим данное условие, стало решение окружного суда США для северного округа Калифорнии по спору Jack v. Trans World Airlines 1994 г. Как отметил один из участников конференции, "хотя уровень безопасности в американской авиации превосходный, но обширна и история авиапроисшествий", поэтому американская судебная практика в области возмещения вреда является самой развитой.